ООО ВЕСТА
  • разработка экологической документации
  • экологическое планирование и нормирование
  • консультация, сжатые сроки, доступные цены!
Работаем ПН~ПТ с 9:00 до 18:00 Перезвоните мне

Основные положения ОВОС

Экологической экспертизой является установление соответствия намечаемой хозяйственной и другой деятельности экологическим требованиям. Также при проведении такой экоэкспертизы принимается решение о возможной допустимости реализации объекта самой экспертизы с целью предупреждения возможных негативных и неблагоприятных воздействий данной деятельности на природную окружающую среду и связанных с ними последствий.Основные положения ОВОС

Основа экологической экспертизы заключается на следующих принципах:

  • ответственность заинтересованных лиц и участников экологической экспертизы за качество, проведение, организацию экологической экспертизы;
  • участие общественных объединений и организаций, учет общественного мнения, гласность;
  • объективность и законность заключений экологической экспертизы, научная обоснованность;
  • полнота и достоверность информации, которая предоставляется на экологическую экспертизу; независимость экспертов при осуществлении своих полномочий в области экологической экспертизы;
  • комплексность оценки воздействия на природную окружающую среду хозяйственной и другой деятельности и последствий; обязательность учета требований при проведении экологической экспертизы к экологической безопасности;
  • обязательность проведения экологической государственной экспертизы до момента принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  • презумпция экологической потенциальной опасности любой хозяйственной намечаемой и другой деятельности.

В РФ проводятся общественная экологическая экспертиза и государственная экологическая экспертиза.

Экологическая общественная экспертиза проводится и организовывается по инициативе таких сторон, как органы местного самоуправления общественными объединениями и организациями, общественные организаций и объединения, местные граждане. Основное направление деятельности, таких сторон – это охрана природной окружающей среды, проведение и организация экологической экспертизы. Они обязательно должны быть зарегистрированы в установленном порядке, согласно действующего законодательства РФ.

Экологическая общественная экспертиза проводится одновременно с или до проведения экологической государственной экспертизы.

Экологическая общественная экспертиза может проводиться независимо от проведения экологической госэкспертизы.

Общественные объединения и организации, которые осуществляют общественную экологическую экспертизу в порядке, согласно Федеральному закону, имеют право на:

а) участие в обсуждении по заключению общественной экологической экспертизы и в заседаниях экспертных комиссий по государственной экологической экспертизы, через своих представителей, в качестве наблюдателей;

б) ознакомление с техническо-нормативной документацией, которая устанавливает требования к проведению экологической государственной экспертизе;

в) получение от заказчика документации, которая подлежит экологической экспертизе.

После утверждения экологической общественной экспертизы уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы, заключение приобретает юридическую силу.

Итоговые заключения экологической общественной экспертизы могут быть переданы заказчикам документации, органам местного самоуправления, подлежащей общественной экоэкспертизе, органам государственной экологической экспертизы и иным заинтересованным лицам или опубликованы в СМИ.

Проведение и организация государственной экологической экспертизы осуществляется уполномоченными госорганами в области экоэкспертизы в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ и Федеральным законом. Экологическая государственная экспертиза должна проводиться на уровне субъектов РФ и федеральном уровне.

Экологическая государственная экспертиза, повторная в том числе, проводится только при условии соответствия содержания и формы материалов, которые представляет заказчик требованиям действующего Федерального закона. В состав материалов документации входят:

  • а) материалы обсуждения объекта экологической государственной экспертизы с общественными организациями или объединениями, организованными органами местного самоуправления и гражданами;
  • б) в случае рассмотрения объекта экологической государственной экспертизы федеральными органами исполнительной власти должно предоставляться заключение экологической общественной экспертизы;
  • в) положительные заключения и документы согласований органов местного самоуправления и органов федерального контроля и надзора, которые выдаются в установленном порядке законодательства РФ;
  • г) документация, которая подлежит экологической государственной экспертизе в установленном объеме, определенным порядком, и содержит данные об оценке воздействия на природную окружающую среду хозяйственной и другой деятельности, которая подлежит проведению экологической государственной экспертизе.ОВОС и экологическая экспертиза

Срок проведения и выполнения экологической государственной экспертизы зависит от сложности объекта такой экспертизы. Он устанавливается согласно с нормативной документацией специально уполномоченного федерального государственного органа в области экоэкспертизы, но не больше 6 месяцев.

Выданное заключение экологической государственной экспертизы является результатом проведения экологической государственной экспертизы.

Заключение экологической государственной экспертизы – это документ, который подготовленный специальной экспертной комиссией экологической государственной экспертизы и содержит обоснованные выводы допустимого воздействия на природную окружающую среду той или иной деятельности и возможной реализации объекта экологической государственной экспертизы.

Заключение, приобретает статус заключения экологической государственной экспертизы, после того как его утвердит специально уполномоченный государственный органов в области экоэкспертизы и экспертная комиссия экологической государственной экспертизы. Заключение – это акт, который подтверждает соответствие порядка проведения экологической государственной экспертизы всем требованиям действующего Федерального закона и другим нормативно-правовым актам РФ.

Заключение экологической государственной экспертизы может быть как отрицательным, так и положительным.

Положительное заключение экологической государственной экспертизы — это одно из обязательно выполнимых условий для реализации и проведения финансирования объекта экологической государственной экспертизы. Положительное заключение экологической государственной экспертизы обладает юридической силой в течении времени, которое определенно государственными уполномоченными органами в области экоэкспертизы. В случае отрицательного заключения экологической государственной реализация объекта запрещается.

При отрицательном вердикте экологической государственной экспертизы заказчик имеет право на повторное проведение экологической государственной экспертизы, если он представит переработанные материалы с учетом всех изложенный и замечаний.

Общественные объединения, организации и граждане в области экоэкспертизы имеют право на выдвижение предложений о проведении экологической общественной экспертизы определенной деятельности, реализация которой непосредственно касается экологических интересов населения, которые проживают на данной территории согласно действующему Федеральному закону о хозяйственной и другой деятельности.

Процедура ОВОС (в кратком изложении)

Главное условие ОВОС — это одновременность проведения проекта с разработкой всех других проектных решений.

Процедура ОВОС проводится в несколько этапов, и результат завершения оформляется такими документами:

  • а) Протокол обсуждения ЗВОС;
  • б) ЗВОС — заявление о воздействии на внешнюю окружающую среду;
  • в) УН — уведомление о намерениях;
  • г) ЗЭП — заявление об последствиях экологического характера.

Этап 1. Концептуальная разработка намечаемой деятельности.

Согласование в экспертизеЦель 1 этапа ОВОС – это проинформировать общество о планируемых действиях Заказчика, в результате которых произойдут неизбежные изменения среды обитания людей на определенной территории. Поэтому ОВОС начинается, тогда когда Заказчик намечаемой деятельности оглашает концепцию такой деятельности. По результатам проведения этого этапа Заказчиком готовит «Уведомление о намерениях», которое должно содержать:

  • список разумных и реальных альтернатив по данному проекту;
  • список намерений (предварительный) Заказчика по данной планируемой деятельности.

Уведомление о планируемых намерениях Заказчик передает в местные управления и органы власти для дальнейшего получения разрешения на изыскания и проектирование.

Этап 2. Выявление воздействий на окружающую внешнюю среду.

Цель второго этапа ОВОС – это определение всех возможных воздействий планируемого народнохозяйственного комплекса или объекта на внешнюю окружающую среду при учете условий природы конкретной территории.

Данный этап включает в себя:

  • а) выявление воздействия на внешнюю окружающую среду в результате реализации принятых решений по проекту;
  • б) теханализ проектных предложений;
  • в) обоснование места размещения предполагаемого производства и сроков, средств и целей реализации проектных предложений. Этот пункт особенно важен для выполнения, учитывая неопределенность социальных эффектов и существенность экологических неблагоприятных последствий.

Предоставляются такие данные как:

  • а) объекты воздействия;
  • б) источники воздействия (размеры, пространственные формы и расположения);
  • в) характер и виды воздействия его количественных и качественных оценок (продолжительность, периодичность, масштаб, глубина, интенсивность);
  • г) фактическое состояние внешней окружающей среды.

Также готовится к подаче ЗВОС — заявление о воздействии на окружающую среду. Оно, представляется органам государственной власти, общественности, управления и контроля, всем заинтересованным сторонам и т.д.

Основной целью представления ЗВОС является выявление значимых последствий в случае реализации намечаемой деятельности с точки зрения всех заинтересованных сторон, для того чтоб определить направление таких дальнейших исследований по проекту ОВОС:

  • а) прогнозы на изменение окружающей среды и ее компонентов (недра, растительный и животный мир, почвы, воздух, вода и т. д.);
  • б) объекты воздействия;
  • в) границы проведения ОВОС.

Этап 3. Определение экологических последствий.

Цель 3 этапа ОВОС – это выявление последствий (экономических, социальных, экологических и других), которые связанных с реализацией планируемой деятельности на определенной территории в конкретный временной период.

Выявление последствий осуществляется непосредственно при помощи общественных слушаний ЗВОС (заявления о воздействии на окружающую среду), результаты решений которых оформляются в виде протоколов. Протокол общественных слушаний – это документ, который является основой для корректировки проектных решений, и для составления программы необходимых изыскательских и научно-исследовательских работ.

Этап 4. Корректировка проекта ОВОС.

Цель 4 этапа ОВОС — это проведение корректировки проектов, которые прошли стадию ЗВОС.

По определенным экологически значимым позициям прогнозируются изменения внешней окружающей среды, которые могут произойти или произойдут в результате реализации проекта, прогнозы составляет разработчик. По результатам составленного прогноза разрабатываются дополнительные мероприятия и меры, целью которых является предотвращение негативных экологических и иных последствий изменений в природной окружающей среде.

Этап 5. Подготовка оформления ЗЭП (заявления об экологических последствиях).

Данный этап состоит из подготовки заявления об экологических последствиях. Такой документом содержит гарантии Заказчика обществу в отношении недопущения негативных экологических, экономических, социальных и других последствий, связанных с ними в случае реализации данного проекта.

В ЗЭП приводятся такие данные:

  1. 1) обязательства Заказчика в отношении реализации проекта, изложенные в документации, согласно мер, которые гарантируют выполнение этих обязательств на весь период работы предприятия и требований экологической безопасности;
  2. 2) основные результаты, проведенных в процессе ОВОС, исследований, выводы, основанные на них же;
  3. 3) последствия воздействий на условия жизнедеятельности и здоровье населения, окружающую внешнюю среду.Согласование в экспертизе овос

ЗЭП должно рассматриваться как доклад разработчика проекта о проведенной работе по оценке влияния на окружающую природную среду планируемой деятельности. Заявление подается в составе всей проектной документации Заказчиком на экологическую государственную экспертизу.

Окончательный вариант заявления должен готовиться, основываясь на предварительном варианте материалов при учете предложений, замечаний, и данных, которые поступили на стадии обсуждения от участников процесса оценки. Окончательный вариант материалов должен содержать также информацию об учете всех поступивших предложений и замечаний, протоколы общественных слушаний. Заказчик утверждает окончательный вариант материалов ОВОС, после чего он в составе всей нужной документации предоставляется на экологическую Общественную и Государственную экспертизу.

Читайте на сайте также:

Проект ПДВ (нормативы предельно-допустимых выбросов).
ПНООЛР — Проект о нормативах образования отходов и их лимитное размещение.
Проект НДС (нормативов допустимых сбросов) вредных микроорганизмов и веществ в водные объекты для водопользователей.
Проект обоснования размера санитарно-защитной зоны (СЗЗ).
Список мероприятий, направленных на охрану окружающей среды в составе документации ООС.